Организация работы с детьми на «ТРОПЕ ЗДОРОВЬЯ»

Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ №123 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, коррекционно-­развивающее обучение и воспитание.
Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2011г. в МБДОУ№123 была организована «Тропа здоровья».

Занятия на «Тропе здоровья» развивают физические качества, снимают нервно-эмоциональное напряжение, рационализируют двигательную активность.

Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:
·           приобщение детей к здоровому образу жизни;
·           совершенствование основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазание;
·  развитие двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
·           повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
·           улучшение эмоционально-психического состояния детей;
·           профилактика плоскостопия;
·           улучшение координации движения;
·           улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
·           развитие сенсорных способностей;

Концепции построения «Тропы здоровья»
Тропа здоровья предназначена:
·    для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
·  для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
·     для решения задачи закаливания дошкольников;
·     для развития их сенсорных способностей.

1. Требования, предъявляемые к снарядам для «Тропы здоровья»:
·           прочность;
·           устойчивость к переменам погоды;
·           большая пропускная способность;
·           безопасность;

«Тропа здоровья» длиной 50 м и шириной от 0,8 до 1,1 м делится на участки от 1,5 до 3 м, которые имеют разное покрытие: травяной покров; песчаную поверхность; поверхность с галькой; поверхность с бутом; поверхность с искусственным покрытием; каштаны; вкопанные деревянные пеньки.
      
       Для поддержания закаливающего эффекта используется плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Для «Тропы здоровья» специально был разработан питьевой режим.

2. Маршрут "Тропы здоровья" проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя несколько станций.
Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

3. Существующая структура (разделение на «станции») позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на «Тропе здоровья» могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).
Преимущество нашей концепции построения «Тропы здоровья» в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать на уже имеющейся  территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование.

Технология работы на «Тропе здоровья»

            Для полноценного и эффективного использования всех объектов разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на «станциях», которые облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой «станции» включает в себя:
·       карточки с перечнем упражнений для каждой возрастной группы;
· комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) для каждой возрастной группы;
·       конспекты занятий для каждой возрастной групп;

Включение в маршрут «Тропы здоровья» станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по изо, инструктор ФК, существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является «тропинкой» к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического.
В Тенистом саду расположилась станция «Лесной дом сказок», на этой станции с детьми занимается педагог-психолог. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Тенистый сад дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух.
Упражнение «Разведчики природы». Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.
Хороший оздоровительный эффект даёт водная терапия. Упражнения в бассейне, который расположен на территории Тенистого сада, приносят детям истинное наслаждение в жаркие летние дни.
Станция «Музыкальная полянка» находится на теневом участке с газонным покрытием; по периметру участка проложены дорожки из тротуарной плитки, границы участка оформлены цветущими растениями. Здесь с детьми также занимаются музыкальные руководители.
Станция «Природа – на здоровье!» позволяет детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводят воспитатели. Дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.
Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок, животные («Домик Бабы Яги», "Беседка желаний" и др).

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования
«Тропы здоровья».

Организация здоровьесберегающего режима на «Тропе здоровья» дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинской сестры детского сада. Медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяет санитарное состояние тропы.

Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на «Тропе здоровья» в соответствии с концепцией её построения и функционирования. «Тропа здоровья» используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в «Зоне отдыха», размещены полезные материалы для взрослых: «Если у ребёнка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребёнку», «Мама и папа, поиграйте со мной». Родители и педагоги с удовольствием проводят вечерние часы на «Тропе здоровья», выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:
·           посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
·           вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
·           сделать несколько дыхательных упражнений;
·           походить босиком по песку, траве;
·           покатать желуди, шишки ступнями ног;
·           полюбоваться красотой цветущих растений;
·           просмотреть памятки и листовки…

Рекомендуемые упражнения воспитателям для работы с детьми:
- упражнения без предметов: ходьба по траве, песку, керамзиту, булыжникам, каштанам; перекаты с пятки на носок; ходьба с высоким подниманием бедра, ходьба со скользящим движением ног, прыжки;
- упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями, ходьба по «следам», мостику, ходьба с мешочком на голове, ходьба с препятствиями; подпрыгивание; захват предметов стопами ног;
- подвижные игры «Кошка прячется», «Мы идем в поход» и др.

Заканчивается маршрут выходом к плескательному бассейну. Рядом расположена релаксационная зона. Вокруг релаксационной зоны растут деревья, кустарники, лекарственные растения. Ежедневные занятия детей на «Тропе здоровья» позволили добиться следующих результатов:
  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто­весовых показателей;
  • формирования правильной осанки;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  •  улучшения эмоционально-­психического состояния дошкольников.






Комментариев нет:

Отправить комментарий